Юлия Павловна

Коррекционные упражнения.


1. «Качалочка»

Цели:улучшение функции вестибулярного аппарата, укреп­ление связочно-мышечного аппарата туловища и конечностей.

На лесной полянке играли медвежата, смешно покачива­ясь на спине. Давайте мы тоже попробуем так покачаться!

И.п.: лечь на спину, ноги вместе. Сгибая ноги, прижать колени к груди и обхватить колени руками. Покачаться на спине вправо, влево. Пауза. Повторить 3 раза.

2. «Морская звезда»

Цели:формирование правильной осанки, улучшение коор­динации движений.

И.п.: лежа на животе, поднять руки и ноги в стороны.

Вы — морская звезда! Покачайтесь на волнах.

3. «Стойкий оловянный солдатик»

Цели:развитие умения сохранять равновесие, формирова­ние правильной осанки, укрепление связочно-мышечного ап­парата туловища и конечностей.

Плывет по реке лодочка, а в ней оловянный солдатик. Вдруг подул резкий ветер, и началась качка. Но ничего не страшно оловянному солдатику. Хотите стать таким же стойким и силь­ным, как оловянный солдатик?

И.п.: встать на колени, руки плотно прижать к туловищу. Наклониться назад, как можно ниже, держать спину прямо, а затем выпрямиться. Повторить 3 раза. Сесть на пятки, от­дохнуть.

4. «Самолет»

Цели:укрепление мышечного корсета позвоночника, мышц тазового пояса.

И.п.: сидя, ноги вместе, руки на полу. Поднять ноги вверх, руки развести в стороны — «полетели самолеты». Удержи­вать позу 5—10 с, затем отдохнуть. Повторить 3 раза.

5. «Цапля»

Цели:улучшение функции вестибулярного аппарата, укрепление опорно-двигательного аппарата.

И.п.: стоя на правой ноге, согнуть левую ногу в колене, руки чуть в стороны, и постоять так немножко. Затем на ле­вой ноге. Повторить 3—4 раза.

Когда цапля ночью спит,

На одной ноге стоит.

Не хотите ли узнать:

Трудно ль цапле так стоять?

 А для этого нам дружно

Сделать позу эту нужно.

(2-й вариант: ногу, согнутую в колене, поднять вперед, вверх, под углом.)

Очень трудно так стоять,

Ножку на пол не спускать,

И не падать, не качаться,

За соседа не держаться

 

6. «Потягивание »

Цели:укрепление мышечного корсета позвоночника, связочно-мышечного аппарата ног и рук.

И.п.: лежа на спине, потянуть левую ногу пяточкой впе­ред, а левую руку вытянуть назад за голову вдоль туловища. То же самое другой ногой и рукой. Затем двумя ногами и руками вместе.

7. «Ах, ладошки, вы, ладошки!»

Цели:формирование правильной осанки, координация дви­жений верхних конечностей.

И.п.: встать прямо и, заведя руки за спину, соединить ладони. Затем, вывернув сложенные руки пальцами вверх, расположить кисти рук так, чтобы мизинцы по всей длине касались позвоночника. Локти нужно приподнять, спину выпрямить, плечи отвести назад. Удерживать позу и произ­носить:

«Ах, ладошки, вы, ладошки!

За спиною спрячем вас!

Это нужно для осанки, это точно!

Без прикрас!»

Медленно опустить руки вниз, встряхнуть кистями рук и выполнить спокойный выдох.

8. «Карусель»

Цели:улучшение функции вестибулярного, укрепление опорно-двигательного аппаратов.

И.п.: сесть на пол, поднять прямые ноги вверх. Опираясь руками об пол, поворачиваться вокруг себя с помощью рук. Закружилась карусель.

9. «Покачай малышку»

Цели:укрепление мышечного корсета позвоночника, мышц тазового пояса.

И.п.: сидя, поднять к груди стопу ноги, обнять ее руками. Укачивать «малышку», касаясь лбом колена и стопы ноги.

10. «Танец медвежат»

Цели:укрепление мышц нижних конечностей и мышечно­го корсета позвоночника.

Представьте себе, что вы маленькие медвежата, и решили потанцевать.

И.п. — о.с: положить руки на пояс, выполнять полуприседания. Темп средний.

11. «Птица»

Цели:развитие координации и быстроты движений в круп­ных и мелких мышечных группах, укрепление мышечного корсета позвоночника.

И.п.: лежа на животе, поднять руки вверх, в стороны, про­гнуться. Махать руками, как птица крыльями. Мы полетели. Лечь на живот, опустить руки. Пауза, отдых. Затем продол­жить «полет». Повторить 2—3 раза.

12. «Паровозик»

Цели:формирование правильной осанки, укрепление связочно-мышечного аппарата туловища и нижних конечнос­тей.

И.п.: сидя, ноги слегка согнуты в коленях, а руки в лок­тях прижаты слегка к туловищу. Поехали! Двигаемся по полу вперед, помогая только ногами. Руки выполняют круговые движения, имитируя вращательные движения колес. Остано­виться через 2—3 мин, пауза, затем продолжить движение. (2-й вариант: движение назад.)

13. «Лягушки» («Лягушата»)

Цели:формирование правильной осанки, укрепление мышц нижних конечностей и мышц, участвующих в формировании свода стопы.

Вот лягушки по дорожке

Скачут, вытянувши ножки.

Ква-ква-ква!

Скачут, вытянувши ножки!

И.п.: встать на четвереньки, присесть, пальцами рук ка­саться пола. Колени развести, руки между коленями. Под­прыгнуть вверх и вернуться в и.п. (Второй вариант: с продви­жением вперед).

Средь деревьев, на болотце,

Есть свой дом у лягушат.

Вот лягушки по дорожке

Скачут, вытянувши ножки.

Ква-ква-ква, ква-ква-ква,

Скачут, не жалея ножки.

14. «Маленький мостик»

Цели:укрепление мышечного корсета позвоночника, свя-зочно-мышечного аппарата ног и рук.

Шли ежата по лесу. Перед ними ручей.

Как им перебрать­ся через него? Давайте поможем им: построим мостики через ручей.

И.п.: лечь на спину, не отрывая плеч и ступней ног от пола, приподнять туловище. Ладонями рук, согнутых в лок­тях, поддерживать спину. Держите, держите спину, пока ежата не перебегут на другой берег. Вот ежата и перебрались, а мы отдохнем. Повторить 3 раза.

15. «Ножницы»

Цели:укрепление мышц нижних конечностей, участвую­щих в формировании свода стопы.

Давайте представим, что наши ножки — ножницы.

И.п.: лежа на животе, поднимать поочередно прямые ноги вверх-вниз. Чтобы «ножницы» хорошо резали, ноги должны быть прямые. Лечь на спину, отдохнуть. Повторить 3 раза. (Вто­рой вариант: и.п. — лежа на спине.)

16. «Плавание на байдарках»

Цели:укрепление мышечного корсета позвоночника, связочно-мышечного аппарата ног и рук.

И.п.: сидя на полу, ноги чуть согнуть в коленях, руки вы­тянуть вперед. Лечь на спину и попробовать медленно сесть без помощи рук и снова лечь. Поплыли! Повторить 5 раз.

17. «Гусеница»

Цели:формирование правильной осанки, развитие коор­динации движений в крупных мышечных группах рук и ног.

И.п.: встать на четвереньки, подтянуть колени к рукам, не отрывая ног от пола. А затем переставить обе руки одно­временно вперед, как можно дальше. Так и передвигается гусеница в поисках еды. А теперь вы все — гусеницы. По­ползли!

18. «Великаны и гномики»

Цели:укрепление мышц верхних и нижних конечностей, формирование правильной осанки, улучшение координации движений.

Ходьба по залу. «Великаны» — идти на носочках, руки вверх. «Гномики» — идти в полуприседе, руки на пояс. Спи­на прямая!

19. «Все спортом занимаются»

Цели:формирование координации движений, укрепление мышечного корсета позвоночника.

Скачет лягушонок: Руки согнуть в локтях, на-

клоны в стороны,

Ква-ква-ква! Сжимать и разжимать паль-

цы в кулаках.

Плавает утенок: Имитировать плавание.

Кря-кря-кря! Сжимать и разжимать пря-

мые пальцы рук.

Все вокруг стараются, Одна рука вверх, другая вниз.

Спортом занимаются. Менять положение рук.

Маленький бельчонок: Прыжки вверх.

Скок-скок-скок! Прыжки на месте, вперед-

назад.

С веточки на веточку: Одна рука вверх, другая вниз.

Прыг-скок, прыг-скок! Менять положение рук.

Все вокруг стараются,

Спортом занимаются.

20. «Еж с ежатами»

Цели:формирование навыка правильной осанки, укрепле­ние мышц туловища, верхних и нижних конечностей.

Под огромною сосной Бег на носках.

На полянке, на лесной, Произносить звуки [фрр-

фррфрр].

Куча листьев где лежит, Бег в полуприседе на носоч-

Еж с ежатами бежит. ках, руки в упоре на бедрах,

Мы вокруг все оглядим, спина круглая.

На пенечках посидим, Присесть, вытягивая шею

вверх.

А потом все дружно сядем Присесть с упором на кисти

И иголки все покажем. рук, голову опустить, спина

Показали, показали круглая «показываем игол-

ки».
И домой все побежали. Бег на носках.

21.  «Самолетик — самолет»

Цели:укрепление мышц туловища, мягкое воздействие на функции вестибулярного аппарата, формирование навыка правильной осанки.

Самолетик — самолет Развести руки в стороны, ла-

донями вверх.

Отправляется в полет. Выполнять поворот вправо

Жу, жу, жу, и произносить звук [ж].

Постою и отдохну. Встать прямо, опустить

руки, пауза.

Я налево полечу, Поднять голову вдох. Вы-

Жу, жу, жу, полнить поворот влево и

выдох на звук [ж].

Постою и отдохну. Встать прямо и опустить

руки пауза.

 

 

 

 

22. «Мышка и мишка»

Цели:укрепление мышц верхних и нижних конечностей, формирование правильной осанки, улучшение координации движений.

У мишки дом огромный. Выпрямиться, встать на

носки, поднять руки вверх, потянуться, посмотреть на руки вдох.

У мышки — очень маленький. Присесть, обхватить рука-
Мышка ходит ми колени, опустить голо-

В гости к Мишке, ву выдох с произнесением

Он же к ней не попадет. звука [ш].

 

23. «Кошечка»

Цели:укрепление мышечного корсета позвоночника.

И.п.: встать на четвереньки с опорой на колени и кисти рук. «Кошечка сердится» — спина круглая, голову опустить как можно ниже. «Кошечка добрая, ласковая» — прогнуть спину, голову приподнять.

24. «Ель, елка, елочка»

Цели:воспитание и формирование правильной осанки, ук­репление связочно-мышечного аппарата туловища и конеч­ностей, тренировка внимания.

В лесу стоят высокие ели. Встаньте ровно, как эти строй­ные ели, подтянитесь, выпрямитесь. (Голова, туловище, ноги— прямо, раздвинуть руки, «ветки», слегка в стороны, ладонями вперед.) Пойдемте дальше в лес, посмотрим, есть ли у высокой ели сестрички? Вот и сестрички ели — елки. Они пониже, но такие же стройные. (Принять правильную осанку, но в полуприседе.) Пойдемте, поищем еще сестричек-елочек. Вот они — совсем маленькие. Но и удаленькие: кра­сивые и тоже стройные. (Сесть на корточки, голова и спина выпрямлены, руки ладонями слегка разведены в стороны.)

25. «Ласточка»

Цели:формирование координации движений, укрепление мышечного корсета позвоночника и мышц нижних конечно­стей.

И.п. — о.с: встать прямо, правую (левую) ногу поднять назад вверх, руки в стороны, туловище немного наклонить вперед, голову приподнять. Удержать 1—2 с, затем вернуть­ся в и.п. Повторить то же с левой ногой.

26. «Походи боком»

Цели:воспитание и формирование навыка правильной осан­ки, развитие координации движений, укрепление мышечно­го корсета позвоночника и мышечного аппарата стоп.

И.п. — о.с: принять правильную осанку, мешочек с песком на голове. Ходьба боком приставным шагом (вправо, влево).

27. «Уголок»

Цели:улучшение функции вестибулярного аппарата, ук­репление мышечного корсета позвоночника, мышц верхних и нижних конечностей.

И.п.: лежа на спине, вытянуть сомкнутые ноги. Припод­нять ноги и голову одновременно и удерживать 1—2 с, спина прижата к ковру.

(Второй вариант: спина отрывается от пола и приподнима­ется вместе с головой.)

28. «Кач-кач»

Цели:укрепление связочно-мышечного аппарата стопы; увеличение амплитуды движений в голеностопных и суста­вах стоп, пальцев ног.

И.п.: лежа или сидя на полу, ноги на ширине плеч (вытя­нуть). Сгибать и разгибать ступни — вправо, влево, вверх, вниз. Движения сопровождать словами «кач-кач».

29. «По-турецки мы сидели...»

Цели:формирование координации движений, укрепление мышечного корсета позвоночника и мышц нижних конечностей.

По-турецки мы сидели, Пили чай и сушки ели. Пили, пили, ели, ели, Еле-еле досидели.

И.п.: сидя, ноги «калачиком», кисти рук упираются под под­бородок. Покачивать головой и туловищем из стороны в сторону.

30. «Сидячий футбол»

Цели:укрепление мышечного корсета позвоночника и мышц нижних конечностей.

И.п.: сидя на полу, ноги согнуты в коленях и прижаты к животу. Движением ног вперед отбросить мяч сидящему напро­тив ребенку. Он ловит его руками, а затем ногами резко отбра­сывает мяч своему партнеру. (Варианты: ловить отбрасываемый мяч ногами, прокатывать его то одной, то другой ногой, сбивать мячом кегли, которые стоят на равном расстоянии между игра­ющими.) После игры ведущий предлагает детям лечь на спину, поднять руки и потянуться. Затем повернуться на живот и сно­ва потянуться (поднять голову и посмотреть вперед).

 

31. «Черепахи»

Цели: формирование правильной осанки, укрепление мы­шечного корсета позвоночника, развитие координации дви­жений в крупных мышечных группах верхних и нижних ко­нечностей.

И.п.: встать на четвереньки с опорой на колени и кисти рук. Передвигаться вперед, одновременно переставляя пра­вую руку, левую ногу, затем левую руку, правую ногу. Спина ровная, голову приподнять.

32. «Гуси»

Цели: укрепление мышечного корсета позвоночника и мышц нижних конечностей.

И.п. — о.с: стоя, затем присев на корточки, ходить «гуси­ным шагом», руки положить на колени. Спину держать ровно.

33. «Гусятки»

Цели:устранение и компенсация деформации осанки, ук­репление мышечного корсета позвоночника и мышц нижних конечностей.

Гуси тянут шеи. И.п. о.с: ноги на ширине плеч,

руки за спиной, тянуть шею мышцы напряжены.

Гуси, гуси! — Наклон вперед, кивание головой.

Га-га-га.

Пить хотите? — Мышцы шеи расслаблены, спи-

Да-да-да! ну прогнуть.

Гуси, гуси, вот вода! — Руки за спиной вверх, накло-

Га-га-га, га-га-га. нитъся вперед, голову держать

прямо.

34. «Ежик вытянулся, свернулся»

Цели:улучшение функции вестибулярного аппарата, ук­репление мышечного корсета позвоночника, мышц верхних и нижних конечностей.

И.п.: лежа на ковре, поднять руки за голову и максималь­но вытянуться. Затем, поднимая верхнюю часть туловища к коленям, наклониться вперед, т.е. сгруппироваться, обхва­тить ноги под коленями (ежик свернулся). Повторить 2—6 раз. Между каждым повторением полежать и расслабиться.

35. «Птичка»

Цели:формирование правильной осанки, укрепление мы­шечного корсета позвоночника, развитие координации дви­жений в крупных мышечных группах верхних и нижних ко­нечностей.

И.п.: сидя на ковре, скрестив ноги и согнув руки в локтях, касаясь при этом пальцами плеч («крылышек»). Спина пря­мая. Локти, притягивая как можно ближе к телу, отвести назад. Поднимать руки вверх, выполнять махи руками. За­тем встать и попрыгать мягко на носочках — «птичка ищет зернышки».

36. «Достань палочку»

Цели:укрепление мышц нижних конечностей и мышц, участвующих в формировании свода стопы.

И.п.: лежа на ковре, ноги согнуты в коленях. Поднять ноги и прижать их к груди. Затем достать до гимнастической пал­ки прямыми ногами. Палка на высоте 30—35 см.

37. «Позвони в колокольчик»

Цели:укрепление мышечного корсета позвоночника, раз­витие координации движений в крупных мышечных группах верхних и нижних конечностей.

Бег по прямой до колокольчика: подбежать к подвешенно­му колокольчику и, подпрыгнув, достать рукой до него, что­бы он зазвенел.

38. «Лев в цирке»

Цели:формирование правильной осанки, укрепление мышеч­ного корсета позвоночника, развитие координации движений в крупных мышечных группах верхних и нижних конечностей.

В вертикальный обруч ребенок прокатывает мяч и проле­зает сам, спину прогибать, голову приподнять вперед.

 

 

39. «Качели»

Цели:укрепление мышц нижних конечностей и мышц, участвующих в формировании свода стопы.

И.п.: сидя на корточках. Пружиня в коленях и щиколот­ках, покачиваться на счет ведущего.

40. «Самолет»

Цели:укрепление мышц туловища, мягкое воздействие на функции вестибулярного аппарата, формирование навыка правильной осанки.

И.п. — о.с: развести руки в стороны и поднять их на уров­не плеч. Выполнять повороты в стороны, ноги поставить на ширине плеч. (Второй вариант: пятки вместе, носки врозь, руки на пояс, присесть, развести руки в стороны. Вернуться в и.п.)

41. «Слушай внимательно»

Цели:укрепление мышц туловища, верхних и нижних конечностей, мягкое воздействие на функции вестибулярного аппарата, формирование навыка правильной осанки.

Ходьба по залу с выполнением движений по сигналу веду­щего. На слове «пень» — встать на одно колено, опустив го­лову и руки, затем встать и продолжить ходьбу. На слове «елка» — остановиться и отставить опущенные руки от туло­вища, приняв правильную осанку. На слове «сноп» — оста­новиться и поднять руки вверх, соединив над головой. Кон­тролировать правильность осанки.

42. «Ходим в шляпах»

Цели:формирование навыка правильной осанки, укрепле­ние мышечного корсета позвоночника, развитие координации движений.

Положить на голову легкий груз — «шляпу». Следить за осанкой, голова прямо, плечи на одном уровне, параллельны

полу, руки спокойно лежат вдоль туловища. Ходить по залу, сохраняя правильную осанку.

43. «Калачи»

Цели:укрепление мышечного корсета позвоночника, мышц брюшного пресса, нижних и верхних конечностей, развитие координации движений.

Качи-качи-качи-кач.

Сделай-ка, дружок, калач.

И.п.: сидя на полу, руки в упоре сзади, ноги вместе, носки оттянуты. 1 — подтянуть ноги к себе, обхватить их руками; 2 — и.п. Выполнять 5—6раз.

44. «Малыши выросли»

Цели:укрепление мышц верхних и нижних конечностей, формирование правильной осанки, улучшение координации движений.

Мы маленькими были, А выросли большими.

И.п. — о.с: ноги вместе, руки опущены. 1 — присесть, обхватить руками колени, голову спрятать (выдох); 2 — под­няться на носки, потянуться, руки поднять вверх (вдох). Выполнять 5—6 раз.

 

45. «Лиса»

Цели:тренировка вестибулярного аппарата, укрепление мышц туловища и конечностей.

Лиса — рыжая плутовка,

Прогибает спину ловко.

И.п.: стоя на четвереньках. 1 — прогнуться в спине, голо­ву поднять (вдох); 2 — выгнуть спину дугой, прижимая под­бородок к груди (выдох). Выполнять 5—6 раз.

46. «Скакалка»

Цели:укрепление связочно-мышечного аппарата стоп и голеней.

Очень важная игрушка

Прыгалка-скакалка —

Подготовка в мастера,

Верная закалка!

Прыжки без скакалки: на обеих ногах на месте, на обеих ногах вокруг себя, «веселые ножки», выбрасывая прямые ноги вперед.

47. «Велосипед»

Цели:улучшение кровообращения в ногах, укрепление мышц брюшного пресса и нижних конечностей, развитие ко­ординации движений.

Ехали медведи на велосипеде,

А за ними кот задом наперед,

А за ним комарики на воздушном шарике,

А за ними раки на хромой собаке.

И.п.: лежа на полу, руки вдоль туловища. Делать круго­вые движения ногами, руки упираются об пол.

48. «Бегемот»

Цели:тренировка вестибулярного аппарата, укрепление мышц туловища и конечностей.

Кто по мостику идет?

Неуклюжий бегемот!

Он боится оступиться

И в болото провалиться.

Ходить по прямой, приставляя пятку одной ноги к носку другой, сохраняя равновесие.

49. «Деревья и птицы»

Цели:формирование правильной осанки, укрепление мышеч­ного корсета позвоночника, развитие координации движений в крупных мышечных группах верхних и нижних конечностей.

Дети выполняют движения в соответствии с текстом.

Руки подняли и помахали — Подняться на носочки. Вы­полнять махи руками вверх, в стороны.

Это деревья в лесу.

Локти согнули, кисти Встряхивать кистями рук.

встряхнули — Руки согнуты в локтях.

Ветер сбивает росу.

Плавно руками помашем — Поднять руки в стороны, махать

Это к нам птицы летят, руками.

Как они сядут — покажем: Присесть. Руки назад, кисти

Крылья сложили назад. соединить тыльной стороной

 

50. «Кошка и котята» 1

Цели:укрепление мышечного корсета позвоночника и ко­нечностей.

Как у нашей кошки  И.п.: стоя на  четвереньках,

подросли ребята, прогибать и выгибать спинку

Подросли ребята,

пушистые  котята Стоя на коленях, сжимать и разжимать

Спинки выгибают,

хвостиком  играют кулачки

А у них на лапках острые

царапки,

Очень любят умываться, Имитировать движения.

Лапкой ушки почесать

И животик полизать.

Улеглись все на бочок

И свернулися в клубок,

А потом прогнули спинки Прогнуть спину. И залезли все в корзинку.

Бег по площадке в среднем темпе.

51. «Кошка и котята» 2

Цели: укрепление мышечного корсета позвоночника, мышц тазового пояса, верхних и нижних конечностей, развитие координации движений.

Кошка с котятами Ходьба в произвольном на-

правлении.

Вместе играла. Ползание по залу на четве-

Кошка котяток реньках с опорой на колени

Всему обучала: и кисти рук.

Весело прыгать, Прыжки на обеих ногах (на

носках).

Хвостом помахать. И.п.: стоя на четвереньках.

Вот как котята Выполнять повороты тазо-

бедренной части туловища

Умеют играть! вправо-влево (имитация дви-

жения).

52. «Ветер»

Цели:развитие координации движений, укрепление мы­шечного корсета позвоночника.

Ветер дует нам в лицо, И.п. о.с: наклоны тулови-

Закачалось деревце. ща то в одну, то в другую

сторону.

Ветер тише, тише, тише, Присесть, руками обхва-

тить колени.

Деревце все выше, выше. Выпрямиться, встать на

носки, руки вверх.

53. «Снежок»

Цели:укрепление связочно-мышечного аппарата стоп и голеней, формирование навыка правильной осанки.

Я с веревочкой играю, Сидя на скамейке (стуле),

В кучку ножками сгребаю. ногами собрать «снежок» из

Еще раз, еще разок — веревочки. Выложить круг.
Получается снежок!

54. «Идем к маме»

Цели:укрепление мышц туловища, верхних и нижних конечностей, мягкое воздействие на функции вестибулярного аппарата, развитие координации движений.

Дети выполняют движения под речевое сопровождение.

Чтобы к мамочке прийти,

Долго надо нам идти.

По дорожке мы пойдем, Преодолевая полосу препят-

Через мостик перейдем, ствий, следить за осанкой.

Проползем мы под забором

И зайдем в широкий двор...

Там и мамочку найдем.

55. «В лес»

Цели:укрепление связочно-мышечного аппарата стоп и голеней, формирование навыка правильной осанки.

Надо в лес скорей пойти. И.п. о.с: спина прямая.

Ходьба по площадке спортивным шагом.

Через речку, через мост, Ходьба с высоким поднима-

нием колен.

Через палку у дорожки Прыжки на обеих ногах с

продвижением вперед.

Зашагают наши ножки. Ходьба по площадке

спортивным шагом.

56. «Бабочка»

Цели:укрепление мышц туловища, верхних и нижних конечностей, мягкое воздействие на функции вестибулярного аппарата, развитие координации движений.

Вот летит наш мотылек, Бег по площадке.
Он красивый, как цветок.

Крылышками машет, машет. Выполнять махи руками.
Мотылек летел, летел,

На цветочек тихо сел. Присесть, обхватить рука-

Он сидит, не шевелится, ми колени.

Чтоб не съела крошку птица! Встать, выпрямить спину,

руки в стороны.

 

 

57. «Горка»

Цели:развитие координации движений, укрепление свя-зочно-мышечного аппарата стоп и голеней, формирование навыка правильной осанки.

Шагают наши ножки Обычная ходьба; ходьба с

высоким подниманием колен.

Все выше по дорожке. Переход на ребристую доску

Вот до верха мы дошли, с наклоном.

Обезьянку мы нашли. Дотянуться до игрушки. Обе-

Озорница обезьянка зъянка висит на гимнасти-

ческой перекладине выше поднятой руки ребенка.

Вот висит тут на лианке. Спуск с ребристой доски.

Обычная ходьба.

58. «Прогулка в лес»

Цели:развитие координации движений, укрепление свя-зочно-мышечного аппарата стоп и голеней, формирование навыка правильной осанки.

Мишка косолапый вразвалочку  Ходьба «вразвалочку», ста-

идет,  вя ноги на внешнюю часть

Заинька трусливый скачет стопы, руки согнуты чуть-

и поет. чуть в локтях.

Серый волк сердитый Прыжки на обеих ногах с

Важно выступает, продвижением вперед.

А лисичка рыжая мимо Ходьба гимнастическим ша-

пробегает. гом, руки за спиной. Ходьба
на носках.

59. «Идем за грибами»

Цели:развитие координации движений, укрепление мы­шечного корсета позвоночника, мышц верхних и нижних конечностей.

По тропе мы идем, Обычная ходьба по прямой.

Весело шагаем. Ходьба с высоким поднима-

нием колен.

Топ-топ, топ-топ. Ходьба боком приставным

шагом, руки в стороны.

Через мост перейдем, Спина прямая, голову дер-

Там грибочки найдем. жать ровно.

Оп-оп, оп-оп. Наклоны вперед, вниз, не сги-

бая колени.

60. «Палка-скакалка»

Цели:развитие координации движений, укрепление связочномышечного аппарата стоп и голеней, формирование навыка правильной осанки.

На земле валялась палка, И.п. о.с: спина ровная, гим-

Вот ее мне стало жалко. настическая палка лежит

параллельно стопам ног.

Взял я палку, и она Наклониться, не сгибая ко-

лени, взять палку в руки.

Превратилась в скакуна! Верхний конец гимнастической палки держать руками, остальную часть располо­жить между ног. Выполнять прыжки, чередуя правую и левую ногу, следить за осанкой.

61. «Ванечкины сапожки»

Цели:мягкое воздействие на функции вестибулярного ап­парата, укрепление связочно-мышечного аппарата стоп и го­леней, формирование навыка правильной осанки.

Вот обул на ножки И .п. о.с: наклоны вперед,

Ванечка сапожки. вниз.

Новые, красивые, Ходьба по залу, следить за

Синие, как сливы. осанкой.

Будет дождик сильно лить — Стоя на месте, выставлять

Ног теперь не промочить! вперед пятку правой, а за­
тем левой ноги.

62. «Помощники »

Цели:укрепление мышечного корсета позвоночника и мышц верхних конечностей.

Мамочка за мной пришла, И.п. о.с: руки в стороны,
Что-то « сумке принесла. спину держать ровно.

Поднимаю, что за груз! Напряжение мышц рук и спины.
Чуть не плачет карапуз! Расслабление мышц рук и

спины.

63. «Посуда»

Цели:развитие координации движений, укрепление мы­шечного корсета позвоночника, мышц верхних и нижних конечностей.

Вот большой стеклянный И.п. о.с: выпятить жи-

чайник, вот, руки на пояс. Очень важный, как начальник.

Вот фарфоровые чашки, Присесть, держа руки на по-

Очень хрупкие, бедняжки. ясе, пятки вместе, носки

врозь.

Вот фарфоровые блюдца, Потянуться, подняв руки

Только стукни — разобьются, вверх.

Вот чайные ложки — И.п. — о.с: стоя на одной

Голова на тонкой ножке. ноге.

Вот пластмассовый поднос, И.п.: лежа на ковре, потя-
Он посуду нам принес. нуться.

64. «Солдатики куклы»

Цели:устранение и компенсация деформации осанки, ук­репление мышечного корсета позвоночника и мышц конечно­стей.

Солдатики из дерева, И.п. о.с: стоять, вытянув-

шись, прижав руки к туло­вищу, напрягая мышцы рук, спины, живота.

Как столбики стоят, И.п. о.с: болтать руками,

А куколки на ниточке, поворачиваясь вправо-влево.

Как тряпочки висят. Наклониться вперед, рассла-

бив руки и верхнюю часть туловища.

65. «Деревца»

Цели:формирование правильной осанки, укрепление мы­шечного корсета позвоночника, развитие координации дви­жений в крупных мышечных группах верхних и нижних ко­нечностей

На дорогах лужи. Ходьба спортивным шагом.

Ну а мы не тужим.

Осторожно обойдем, Ходьба на носках.

По мосточку перейдем. Ходьба приставным шагом,

боком.

Наденем на ножки Наклоны туловища вперед.

Высокие сапожки.
Да как... прыгнем! Прыжки на обеих ногах с

продвижением вперед.

66. «Пружинки»

Цели:укрепление связочно-мышечного аппарата стоп и голеней, формирование навыка правильной осанки.

Покачаемся на ножках. Ритмичное приседание, сги-

Покачаемся немножко. бание и выпрямление ног —

Вот так, вот так! «пружинки».

Вот как детки хороши, Ходьба на месте.

Скачут, скачут малыши. Прыжки на обеих ногах.

67. «Кто быстрее?»

Цели:укрепление связочно-мышечного аппарата стоп и голеней, формирование навыка правильной осанки.

Вместе будем мы играть, Ходьба на месте.

Будем прыгать и скакать. Прыжки на обеих ногах.
Кто сильнее?

Кто ловчее? Прыжки на обеих ногах с

Кто доскачет всех быстрее? продвижением вперед.

68. «Кузнечик»

Цели:устранение и компенсация деформации осанки, ук­репление мышечного корсета позвоночника и мышц конечно­стей.

На лужайке красота, Ходьба по залу обычным ша-

гом.

На лужайке суета: Ходьба спортивным шагом,

спина прямая.

Бабочки порхают Бег по залу на носках, дети

И жуки летают. выполняют махи руками.

А кузнечик скачет: Прыжки на обеих ногах с

Скок-скок на цветок. продвижением вперед.

Прыг-прыг, задержался Присесть на корточки, руки

на миг. назад, в стороны.

Вот опять поскакал и устал. Прыжки на обеих ногах.

 

 

69. «Осень»

Цели:тренировка умения координировать движения, ук­репление связочно-мышечного аппарата.

Осень, осень, листопад, Ходьба по залу обычным шагом.

Листья желтые летят. Легкий бег по залу, руки в

стороны, вверх.

Покружились, покружились Покружиться.

И на землю опустились. Присесть, руки вниз, в стороны.

70. «Не урони»

Цели:развитие координации движений, укрепление мышц туловища и конечностей.

И.п.: стоя на четвереньках, с опорой на колени и кисти рук, на спине лежит мешочек с песком. Спину прогнуть, голову при­поднять. Ползать по площадке, не уронив мешочка с песком.

71. «Воробей и рак»

Цели:тренировка координации движений, развитие мышц туловища и конечностей.

И.п. — о.с: прыжки на обеих ногах с продвижением впе­ред и на месте (воробей); ползание назад в положении лежа с опорой на руки, ноги согнуты (рак).

72. «Малые качели»

Цели:тренировка координации движений, развитие мышц голеностопного сустава и мышц, формирующих стопу.

И.п. — о.с: стоя на носках. Опуститься на пятки, снова подняться (8—10раз).

73. «Часики»

Цели: тренировка координации движений, развитие мышц голеностопного сустава и мышц, формирующих стопу.

И.п. — о.с: поднять левую (потом правую) ногу. Поворот стопы наружу, затем поворот стопы внутрь (4—6 раз).

74. Игра-упражнение «Жучок на спине»

Цель:формирование правильной осанки.

И.п.: лежа на спине, руки и ноги в свободном положении. Представим, как с ветки на землю упал жучок, но упал не­удачно. Оказался на спинке и пытается перевернуться на животик, чтобы уползти.

Изображение барахтанья лапками в разные стороны. Рас­качивание на спинке с боку на бок (боковая качалочка). По­пытка рывком перевернуться на бок, а затем встать на локти и колени. Во время барахтанья не помогать головой и плеча­ми, раскачиваться всем туловищем.

В конце игры детей можно спросить: Какая часть тела под­дается раскачиванию легко, а какая остается неподвижной? Какой ты жук? Что у вас есть (лапки, крылышки, панцирь)? Каково ваше настроение?

75. Игра-упражнение «Не расплескай воду»

Цель:формирование правильной осанки.

И.п. — о.с: ноги вместе. Руками на лопатках держится палка (коромыслом). Ребенок представляет, что необходимо зачерпнуть ведрами воду из колодца и донести ее до дома.

Наклон в правую, а затем в левую сторону (импровизация зачерпывания воды). Гордой легкой походкой он передвига­ется с «коромыслом» по залу.

Палку-коромысло можно держать двумя руками на уровне плеч, шире плеч, одной рукой, но в любом случае она должна быть перпендикулярна по отношению к телу и параллельна полу.

Можно оценить самую красивую походку.

76. Игра-упражнение «Малютка»

Цель:формирование правильной осанки.

И.п.: лежа на спине, руки вдоль туловища, ноги плотно прижаты друг к другу. Ребенку предлагается представить себя малышом грудничкового возраста, изобразить его настроение и движения.

Подъем ног, согнутых в коленях, подтягивание стоп к лицу, непроизвольные движения руками и ногами в возду­хе, гуление, поднятие головы (не отрывая плеч от пола), повороты ее в стороны, проявление эмоций радости, импро­визация плача со звуками [уа-уа], имитация движения губ, сосущих соску.

77. Комплекс «Буратино»

Цель:формирование правильной осанки у вертикальной плоскости.

Представьте, что вы Буратино, висящий на стене. Карабас Барабас повесил его за пояс на гвоздик. Но разве Буратино согласится спокойно висеть на стене? Надоело Буратино ви­сеть и решил он немного размяться.

И.п. — о.с: у стены, касаясь ее затылком, спиной, ягоди­цами, пятками. 1 — поднять руки через стороны вверх, вер­нуться в и.п. (5—6 раз).

Поднять ногу, согнутую в колене, затем вытянуть ее впе­ред, вернуться в и.п.; то же другой ногой (5—6 раз).

Приподняться на носки, словно пытаясь сняться с гвозди­ка, руки в стороны — вернуться в и.п. (5—6 раз).

Вытянуть правую руку в сторону, не отрывая от стены, поднять левую ногу, не отрывая от стены, сохраняя равнове­сие; то же в другую сторону (5—6 раз).

Поднять правую ногу, согнутую в колене, и, захватив ру­ками голень, подтянуть колено к груди, вернуться в и.п.; то же другой ногой (5—6 раз).

Поднять правую ногу, согнутую в колене, подтянуть к ней нос (плечи плотно прижаты к стене), двигаются только шея и голова, вернуться в и.п.; то же левой ногой (5—6 раз).

Мелкими шажками, не отрывая пяток от стены, поставить ноги на ширину плеч, руки на пояс. Касаясь стены затыл­ком, спиной, ягодицами и плечами, наклониться в правую сторону, вернуться в и.п.; то же в левую сторону (3—4 раза).

78. Комплекс «Веселый гномик»

Цель:коррекция сутулости.

В сказочном царстве жил маленький гномик. Ему очень хотелось подрасти и стать высоким и стройным. Отправился он к старому доброму Волшебнику за советом. И что же тот посоветовал?

И.п. — о.с. Поднимаясь на носки, прогнуться спиной на­зад, руки поднять вверх ладонями вперед, вернуться в и.п. Повторить в медленном темпе 5—6 раз.

И.п. — о.с. Поднимаясь на носки, вытянуть назад соеди­ненные в «замке» руки, прогнуться спиной назад; фиксиро­вать положение спины, вернуться в и.п. Повторить в медлен­ном темпе 4—5 раз с интервалом в 40—50 с.

И.п. — о.с: ноги врозь на ширине плеч, руки на поясе. Наклониться вперед, руки развести в стороны ладонями кни­зу, прогнуться в пояснице, фиксировать положение спины, вернуться в и.п. Повторить в медленном темпе 4—5 раз с интервалом в 1—2 мин.

И.п.: стойка на коленях, руки внизу. Наклониться назад, про­гибаясь в спине, руки поднять вверх, в стороны, вернуться в и.п. Повторить в медленном темпе 5—6 раз с интервалом в 30—40 с. И.п.: стойка на коленях, руки на поясе. Сделать глубокий наклон назад, прогибаясь в пояснице, руки раздвинуты в сто роны ладонями кверху; фиксировать положение спины, вер­нуться в и.п. Повторить в медленном темпе 4—5 раз с интер­валом в 1—2 мин.

И.п.: лежа на животе, руки вдоль туловища. Прогнуться, руки назад, кисти соединены, приподнять голову, плечи от­вести назад, вернуться в и.п. Повторить 5—6 раз в медлен­ном темпе с интервалом в 1—2 мин.

И.п.: сидя на гимнастической скамейке (стуле), руки на поясе. Медленно поднимая голову вперед-назад, прогнуться спиной назад, руки вытянуть вверх ладонями вперед; фикси­ровать положение спины, вернуться в и.п. Повторить 5—6 раз в медленном темпе с интервалом в 2—3 мин.

79. Комплекс «Кукла принца Тутти»

Цель:профилактика и коррекция сколиоза.

Ты — живая кукла, которую подарили принцу Тутти, но никто не должен об этом догадаться. Движения — синхрон­ные, четкие, мимика лица кукольная (но что ты чувствуешь при этом?).

И.п. — о.с. Поднять левую руку вперед, правую отвести назад, вернуться в и.п. Повторить 5—6 раз в медленном тем­пе, с интервалом в 30—40 с.

И.п. — о.с: ноги на ширине плеч, левая рука вверху, пра­вая за спиной. Пружинистые наклоны в правую сторону, вер­нуться в и.п. Повторить в медленном темпе 5—6 раз с интер­валом в 30—40 с; то же в другую сторону.

И.п.: сидя на стуле, руки опущены на колени. Поднять левую руку вверх, правую вытянуть назад, вниз, наклонить­ся вправо, вернуться в и.п. Повторить в медленном темпе 4— 5 раз с интервалом в 1 мин; то же в другую сторону.

И.п.: в упоре на коленях, руки опущены. Правую ногу вытянуть назад, зафиксировать принятое положение, затем вернуться в и.п. Повторить 5—6 раз с интервалом в 1—2 мин; то же в другую сторону.

И.п.: лежа на животе, руки согнуты под подбородком. Про­гибаясь назад, левую руку вытянуть вперед, правую отвести назад, вернуться в и.п. Повторить 5—6 раз с интервалом в 1—2 минуты; то же в другую сторону.

80. Комплекс для формирования стопы

«Помогаю ножкам»

Цель:профилактика плоскостопия.

1. Ходьба на носках, не сгибать ноги, положив руки на пояс; держать туловище прямо.

2. Ходьба на наружных краях стоп. Ходить по площадке, положив руки на пояс, опираясь на наружные края (как «миш­ка косолапый») 2—5 мин.

3. Ходьба по наклонной плоскости. Доска шириной 10—20 см приподнята одним концом на высоту 25—30 см. На нос­ках в медленном темпе пройти по доске вверх и вниз 5—10 раз.

4. Ходьба по палке. Ходить по гимнастической палке, ко­торая лежит на полу, отводя ступни наружу, подняв руки в стороны, в медленном темпе. Повторить 5—10 раз.

5. Катание мяча. Катать ступней положенный на пол не­большой упругий мяч (2—5 мин поочередно каждой ногой).

6. Приседание на палке. Держась руками за рейку гимна­стической лестницы, встать на палку, лежащую на полу воз­ле стенки гимнастической; сделать приседание, опираясь то на одну, то на другую ногу. Повторить 5—10 раз в медленном
темпе.

7. Сгибание и разгибание ног.

И.п.: сидя на гимнастической скамейке (стуле), вытянуть ноги. Поочередно сгибать и разгибать стопы, не отрывая пя­ток от пола. Повторить 10—20 раз в среднем темпе.

8. Захватывание мяча. И.п.: сидя на гимнастической ска­мейке (стуле). Захватывать ногами, поднимать и переклады­вать по полу кубики, мячи (мячи, которые лежат на полу в обруче, можно складывать в малую корзину) 1—3 мин.

9. Балансировка на мяче.

Встать на слабо надутый большой мяч. Меняя положение рук, слегка перебирая ступнями, пытаясь удержаться на мяче.

 

 

81. Комплекс для правильной осанки

 «Ровная спина»

Цель:профилактика сколиоза.

1. Ходьба с движением рук, на носках.

2. И.п. — о.с. Медленное поднимание рук вверх — вдох, опус­кание — выдох.

3. И.п. — о.с: руки на поясе. Сгибать ногу в колене, подтя­гивать к животу, вернуться в и.п. Затем то же другой ногой. Повторить 3—4 раза каждой ногой.

4. И.п. — о.с: руки перед грудью. Разведение рук в стороны (вдох), вернуться в и.п. (выдох). Повторить 3—4 раза.

5. И.п.: лежа на спине. Руки вдоль тела, движения ногами «Велосипед» 1—2 мин.

6. И.п.: лежа на животе. Подтянуться, оттягивая носки ног и вытягивая руки вверх до предела (вдох); расслабиться (вы­дох). Повторить 3—4 раза.

7. И.п.: лежа на спине. Руки вдоль туловища, ноги плотно прижаты друг к другу. Выгибание всем корпусом вправо, слов­но лук, руки и ноги тянутся влево (вдох), вернуться в и.п. (выдох). То же в другую сторону. Повторить 3—4 раза.

8. И.п.: стоя лицом к гимнастической стенке, взяться рука­ми за рейку на уровне плеч. Глубокое приседание и вернуть­ся в и.п. Повторить 3—4 раза.

9. И.п. — о.с: руки на поясе, на голове мешочек с песком. Полуприседания с вытягиванием рук в стороны. Повторить 4—5 раз.

10.  И.п. — о.с: руки в стороны, на голове мешочек с песком.

11.  Ходьба на носках.

12.  Стоя в кругу, взяться за руки («Воротики»). Поднимание рук вверх с одновременным подъемом на носки (вдох), воз­вращение в и.п. (выдох). Повторить 4—5 раз.

13. Стоя в кругу, взяться за руки. Одновременное приседание с прямой спиной. Повторить 3—4 раза.

 

 

 

82. Комплекс для правильной осанки

«Красивая спина»

Цель:формирование правильной осанки.

1. И.п. — о.с: руки к плечам (кисти от плеч не отрывать). Круговые вращения согнутыми руками вперед, затем назад. Повторить 5—6 раз в каждую сторону.

2. И.п. — о.с: руки перед грудью. С напряжением, рывками руки разводятся в стороны, поднимаются вверх, опускаются. Повторить 3 раза.

3. И.п. — о.с: руки опущены. Ребенок медленно поднимает руки вперед и вверх, сцепив их в «замке» над головой, под­нимается на носки и прогибает спинку. Вернуться в и.п. По­вторить 3—5 раз.

4. И.п. — о.с: руки в стороны. Поднимает согнутую в колене ногу с одновременным подъемом рук вверх, носок тянуть, спина прямая. Повторить 5—6 раз каждой ногой.

5. И.п. — о.с. Спина прямая, руки над головой в «замке». Ходить с напряженно вытянутой спиной на носках. Повто­рять 1—2 мин.

6. И.п. — о.с. Спокойно, очень медленно, плавно на вдохе поднять руки вверх, потянуться. На выдохе плавно опустить руки через стороны. Повторить 4—5 раз.

7. И.п.: сидя на пятках. Руки на коленях. Встать на коле­ни. С напряжением, рывком поднять обе прямые руки вверх, опустить, живот подтянут. Повторить 5—6 раз по два рывка

8. И.п.: сидя на пятках. Встать на колени. Руки поднимать медленно, с напряжением вверх, потягиваясь, отклоняя ту­ловище назад. Повторить 4 раза.

9. И.п.: сидя на коленях, руки внизу. Через стороны медлен­но на вдохе поднять руки вверх, на выдохе опустить. Повто­рить 6 раз.

 

17 октября 2020 в 11:43

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.